Об электронных гослугах

Сайт: Открытый электронный университет
Курс: Медиация в сфере G2C G2B
Книга: Об электронных гослугах
Напечатано:: Гость
Дата: четверг, 25 апреля 2024, 12:37

Описание

Кто виноват?52% взрослого населения страны являются интернет-пользователями. 62 млн взрослых людей в стране ежедневно заходят в глобальную сеть. Парадокс в том, что эти же люди продолжают ходить к шести утра в поликлинику, чтобы записаться к врачу, и собирать тонны справок по самым разным поводам.

1. Благие намерения государства

Для таких граждан и была принята программа «Электронное правительство». По замыслу ее создателей, это комплекс программного обеспечения и сети многофункцио­нальных центров по предоставлению госуслуг (МФЦ), которая переводит отношения граждан и государства в удаленный цивилизованный вид. Ядро системы — портал Gosuslugi.ru, на который нашпигованы регио­нальные порталы (за исключением тех регионов, которые решили развивать аналогичные сервисы на собственных платформах), а также системы межведомственного взаимодействия между государственными ведомствами. Для пользователя вход в эту систему возможен тремя путями: через все ту же сеть МФЦ, через интернет-сайт и через так называемые «инфоматы» — терминалы с доступом в Интернет, установленные в общественных местах, как правило, в райцентрах и деревнях.

Кол-во услуг

Официально строительство информационного общества в России началось в 2002 году, когда была принята программа «Электронная Россия» сроком действия до 2010 года (см. таблицу). Перед разработчиками программы ставились весьма скромные задачи, не сродни нынешним, — добиться хотя бы того, чтобы граж­дане смогли узнавать в Интернете о государственных услугах. Тогда был создан портал «Госуслуги.ру», на котором стала появляться информация о том, чем занимаются органы власти. За десять лет программа изменилась, словно бы на смену ручному труду пришли станки. У госпрограммы «Электронное правительство» есть сильный партнер и не менее сильный лоббист — «Ростелеком», который вот уже несколько лет пропагандирует среди населения многочисленные электронные услуги. В результате сегодня на портале Госуслуг зарегистрированы около 600 тыс. жителей Сибири, несмотря на многоуровневую систему авторизации.

Вначале было окно

Но еще до эпохи Интернета граждан стали приучать к новым формам отношения с государством посредством системы МФЦ. Первый такой центр в России открылся в 2007 году в городе Шелехове — пригороде Иркутска. Для небольшого городка это было революцией — первые соцопросы посетителей МФЦ содержали исключительно удивление и недоумение. Электронные очереди, отсутствие многоходовых алгоритмов взаимоотношений с чиновниками — все это было нонсенсом в стране, где до сих пор сохраняется понятие «паспортный стол» и «прописка».

По состоянию на конец 2013 года в регионах Сибири действовало уже 104 МФЦ. Лидеры — Кузбасс и Красноярский край (по 19 центров), аутсайдер среди крупных регионов — Алтайский край с тремя МФЦ. Но и в целом показатель по Сибири в два раза отстает от нормативного уже сейчас (1,5 тыс. против 3 856 необходимых «окон»), а в перспективе это отставание будет только нарастать. Если кто-то не помнит, то по одному из «майских указов» Владимира Путина уже к 2015 году 90% граждан должны получить доступ к МФЦ — это значит, что центры должны появиться в каждом райцентре. И эта миссия ляжет, скорее всего, на регио­нальные и местные бюджеты — федеральный центр намерен за два года выделить на всю страну только шесть миллиардов руб­лей.

И если кажется, что строительство офисов в эпоху Интернета — пережиток косного сознания, то для примера приведем Бурятию. Два муниципальных района этой республики на конец прошлого года вообще не имели доступа к Интернету — никакого и нигде.

2. Один сайт на всех

Однако постепенно на портале Gosuslugi.ru стала появляться возможность не только получить информацию об услуге, но и воспользоваться ею удаленно. Для этого установили следующий механизм: регистрация на портале, затем подтверждение путем визита с паспортом в офис «Ростелекома» и — вуаля — ты полноценный пользователь. В конце 2013 года некоторые регионы Сибири могли похвастать несколькими сотнями услуг, которые де-юре можно получить в электронном виде. Безусловный лидер — Новосибирская область с почти 400 услугами, аутсайдеры — Тува (41 услуга) и Красноярский край (18 услуг) — см. график 1. Правда, последний, наряду с Томской и Омской областями, Забайкальским и Алтайским краями имеет собственный, альтернативный портал госуслуг, а оттого на «общем» портале имеет весьма скромные показатели.

Какие запросы

Кстати, это одна из причин недостаточного развития систем «Электронного правительства»: каждый хочет перетянуть «одеяло» (финансирование, инфраструктуру и т.д.) на себя. Свои порталы имеют не только регио­нальные правительства, но и ведомства — Росреестр, ФНС и прочие. «Несмотря на имеющиеся альтернативы, сильная сторона gosuslugi.ru в том, что это единый для всей страны портал, функционирующий по единым правилам и стандартам. Отсюда реальная экономия бюджета отдельных ведомств и регионов, так как не нужно разрабатывать собственные аналогичные инструменты», — уверен генеральный директор «AT Сonsulting Сибирь» Дмитрий Гоков.

Но погоня за количеством услуг на портале — это скорее фикция, сродни необъявленному социалистическому соревнованию. Дело в том, что основная масса пользователей получают на портале весьма ограниченное количество услуг. Как правило, это получение сведений о нарушениях ПДД (38,7%), выдача загранпаспорта (19,2%), и информирование о своих пенсионных накоплениях (см. график 2).

Посмотрели — и хватит

Вместе с тем количество пользователей растет: по итогам 2013 года на портале Gosuslugi.ru было зарегистрировано 598,9 тыс. жителей регионов Сибири (в целом по стране — 7,1 млн). Лидеры — Иркутская и Новосибирская области, а также Алтайский край. Присутствие в этом списке последнего (с 98,2 тыс. зарегистрированных пользователей) показывает, что от количества услуг не зависит количество пользователей. В Новосибирской области с почти 400 услугами почти столько же пользователей портала, сколько в Алтайском крае с 63 услугами 

Кол-во пользователей госуслуг

Однако рядом с этой статистикой следует упомянуть еще одну — количество заявлений, которые подали зарегистрированные пользователи. За целый год оно почти идентично количеству пользователей — 778,2 тыс. в среднем по Сибири. Наиболее активные пользователи живут в Новосибирской области, а аудсайдер среди крупных регионов — Кузбасс (см. график 4). «Впечатляют» данные Алтайского и Красноярского краев — там количество поданных заявлений меньше, чем количество зарегистрированных пользователей. То есть, пройдя витиеватую процедуру регистрации, они оставляют пользование порталом «на потом».

В целом же получается, что один житель даже крупного региона оставляет на портале в год чуть больше одной заявки (см. график 5). Это означает, что люди регистрируются на сайте для какой-то конкретной цели: подать заявление на загранпаспорт, узнать, нет ли задолженности по налогам и штрафам перед поездкой за рубеж и прочее. То есть регистрация граждан происходит только под гнетом обстоятельств непреодолимой силы: например, с этого года запись на подачу документов для загранпаспорта закрыта на портале миграционной службы и доступна только на Gosuslugi.ru. А как только возникает альтернатива — пойти и подать документы лично — человек выбирает именно эту возможность.

Есть и другой вариант — человек регистрируется на сайте для развлечения, из любопытства. Но и это не является гарантом стабильных отношений гражданина с «электронным правительством».

3. Чиновники не готовы

Однако есть еще одно положение «майских указов» президента, согласно которому 70% граждан должны получать госуслуги в электронной форме уже к 2018 году — сравнительно скоро. «Сейчас электронными услугами пользуется около трех процентов граждан. И существующие темпы прироста на уровне 40 процентов в год не позволяют рассчитывать на выход в 2018 году к целевому показателю. Поэтому регионы находятся в поиске инструментов для активного привлечения пользователей на портал госуслуг», — говорит Дмитрий Гоков.

Среди вариантов продвижения — пропаганда силами «Ростелекома». Это, например, знаменитые «стеклянные кубы» (призванные показать прозрачность госуслуг), которые нацио­нальный оператор возил по России летом прошлого года. В декабре правительство Новосибирской области запустило рекламную кампанию со слоганом «Кабинет в правительстве может появиться у каждого новосибирца». «С появлением единого портала госуслуг 54.gosuslugi.ru эпоха очередей и волокиты в госучреждениях широкими шагами уходит в прошлое. Теперь вам вовсе не обязательно отпрашиваться с работы и тратить драгоценное время, чтобы подать документы на загранпаспорт, регистрацию автомобиля в ГИБДД или получение льгот и пособий», — радостно сообщает эффектная девушка в рекламном ролике. Наконец, федеральный центр на конкурсной основе раздает регионам субсидии на уровне нескольких миллионов руб­лей.

Кол-во заявлений

Но в самом государственном аппарате не решены несколько фундаментальных проблем. Первая — финансирование. «Если бы мы полностью выполняли все мероприятия по программе «Электронное правительство», то в муниципалитетах это было бы второй по объему статьей расходов после «социалки». Это нереально. Ресурсы у муниципалитетов невелики: районная газета, радио, которое не работает, да и главы поселений, которых еще самих надо учить», — сетует заместитель директора «Оператора электронного правительства Алтайского края» Евгений Поздерин.

Вторая — неразвитое внутреннее взаимодействие между ведомствами. Формально госучреждения не могут брать справки с граждан, если эта информация есть в других ведомствах. Формально же за 2013 год ведомства послали друг другу миллионы запросов. Например, в Красноярском крае — 9,3 миллиона, даже в Бурятии — 3,8 миллиона. Однако, по мнению экспертов, действующая методика подсчета запросов не вполне корректна (в объем включаются многочисленные проверочные запросы, частота которых зависит от индивидуальных настроек сервиса), что и объясняет столь высокие цифры по ряду регионов. То есть ведомства «накручивают» счетчики собственной работы. Да и ведомственная структура запросов очень ограничена: треть идет в Ростеестр, еще 20% — в налоговую службу, еще по 10% — запросы в МВД и Пенсионный фонд.

Наконец, третья проблема — многие электронные услуги остаются таковыми лишь формально. После заполнения документов в Интернете человеку все равно приходится приходить к чиновникам и делать то же самое повторно.

Однако уже с этого, 2014, года согласно указам Владимира Путина, каждый гражданин «должен получать результат услуги в электронном виде». То есть не только заказывать справки через сайт, но и получать их не выходя из дома, заверенные электронной подписью. Верится в это, откровенно говоря, слабо. Однако важно, что в деле продвижения электронных услуг на стороне государства действует сообщество, которое обычно находится в оппозиции. Это «продвинутые» граждане — самая образованная и перспективная его часть. Эти люди обсуждают законы, пользуются интернет-банкингом, продвигают общественные инициативы. «Когда в 2010 году впервые появились планшеты, в Татарстане появился первый журнал для iPad. Тогда в республике было всего 17 планшетов, но было важно, у кого они в руках. Это была в некотором роде элита. С тех пор мало что изменилось по сути», — уверен советник министра культуры РФ Вадим Дуда. Таким образом, создание реально действующего «Электронного правительства» — это тест на то, насколько государство способно стать современным.

Очень дорогая игрушка

Сергей Чернышов «Эксперт Сибирь» №8 (407) , 17 фев 2014,  

4. Мнения экспертов

«Эксперт-Сибирь» провел опрос среди сибирских предпринимателей и бизнесменов на тему: «Насколько актуальны для вас как бизнесмена и предпринимателя виртуальные механизмы взаимодействия с властью (имеется в виду сервис «Электронное правительство»)?». и вот результаты: 

Директор продюсерской группы «Эверант» (Красноярск) Максим Антипов

— Я пользуюсь электронными сервисами часто и с удовольствием. Не вижу причин не делать этого в бизнес-практике. Однако бумажный документооборот во взаимоотношениях бизнеса с государством пока еще будет основным, как мне кажется. Законодательной базы на полный переход в электронный обмен документами не хватает. Огромные объемы бумаги уходят, например, на участие в конкурсных торгах. При этом электронные копии всех документов также передаются в тендерные комиссии. Такие механизмы, как «Электронное правительство», нужны для того, чтобы уменьшить бюрократию, сэкономить и повысить скорость работы. А не для того, чтобы «стравить пар», якобы дав людям возможность пожаловаться на некие действия «напрямую» ответственным чиновникам.


Директор рекламного агентства «Феномена» (Новосибирск) Наталия Засядько

— «Электронное правительство» — это большой шаг вперед к взаимодействию бизнеса и власти. Меняется подход в управлении. Актуальна и мобильность решения некоторых вопросов. Уходят в прошлое очереди в коридорах власти. Очень удобно иметь нужный документ или ссылку, есть возможность задать вопрос по прямой линии. Я думаю, что это начало к открытости и диалогу.

Директор компании «Климат-Лайн» (Кемерово) Эрнст Горьковский

— «Электронное правительство» для такого уровня развития средств коммуникаций — это естественная необходимость. Можно при желании оставаться в XIX веке и эпистолярно взаимодействовать, отстаивая при этом очереди и таким образом потеряв кучу времени. Слава богу, что подвижки в этом вопросе в Кузбассе очень существенные, но до идеала еще очень далеко. Экономия времени сотрудников, трудовых ресурсов и максимум удобств: неужели для кого-то это еще не актуально?

Индивидуальный предприниматель (Иркутск) Валентина Токарева

— Для меня это не особо актуально, пока совсем никак. Полагаюсь на более традиционные способы взаимодействия с властными структурами, как говорится, «по старинке». И потом я начинающий предприниматель, и мне не хватает информации о тех сервисах и возможностях, что есть у малого бизнеса. В этом случае пригодилась смс-рассылка и письма по электронной почте от тех органов, кто уполномочен работать с предпринимателями. Хотя, может, это и есть, а я одна такая недальновидная.


Президент благотворительного фонда «Бизнес во имя созидания» (Новокузнецк) Алексей Селезнев

— Сайт Минюста РФ, который содержится на портале «Электронное правительство», помог нашему фонду пройти трехгодичную проверку. Руководствуясь нормативными актами и указаниями, приведенными на данном сайте, некоммерческие организации могут вести деятельность в соответствии с законом. Сервис также упрощает процедуру поиска и обмена информацией. Что касается прочих разделов портала «Электронное правительство», мы заходим туда исключительно исходя из интересов НКО при осуществлении благотворительной деятельности, я имею в виду поддержку культуры и спорта. Соответственно, заходим на сайты Министерства культуры РФ и Министерства спорта РФ, смотрим нормативную базу и программы, которые ими осуществляются, и как НКО в рамках своих полномочий может провести какие-либо благотворительные, созидательные программы.


Руководитель сибирского клуба IT-директоров (Кемерово) Максим Учватов

— Прежде всего, хочу заметить, что для любого современного бизнеса наличие виртуальных механизмов взаимодействия с государственными органами — это жизненно важно! Другое дело, как все это воплощено в нашей стране. Во-первых, следует различать взаимодействие с органами местного самоуправления, например, администрацией, и предоставлением электронной отчетности в налоговую инспекцию, которая является госструктурой (второе — сервис). Во-вторых, «Электронное правительство» в современном государстве позволяет любому лицу, будь то физическое или юридическое, взаимодействовать с федеральными или региональными структурами по любому вопросу, не вставая из-за компьютера. У нас этого нет. Да, имеются самые разнообразные услуги, вроде оплаты штрафов ГИБДД, есть возможность отправить запросы в органы исполнительной власти. Конечно, многофункциональные центры, где можно подать документы, получить справки, выписки, но для этого надо идти туда лично. Но это все сервисы — они разрозненные. Идеологи «Электронного правительства» пытались охватить все и сразу — в результате не получилось почти ничего. В конце 2013 года Минэкономразвития развело руками и сказало: «Ну не получилось, оставим из 12 000 услуг 20, зато полезных и наиболее востребованных». С этого и надо было начинать. Нет того «Электронного правительства», которое необходимо обществу.


Учредитель ООО «Еда-Всегда» (Кемерово) Вадим Хващевский

Сервис «Электронное правительство» в своей работе мы не используем, поскольку не знаем функционала и возможностей этого сервиса и чем он может быть полезен обычным предпринимателям. Все возникающие вопросы решаем как обычно. Из виртуальных сервисов мы используем сдачу налоговой отчетности, ПФР, ФСС. Если есть возможность — делаем запросы по электронной почте и через сайт. Но здесь есть минус: ответа приходится ждать очень долго. Многие виртуальные сервисы созданы просто для того, чтобы «быть», и не несут за собой функцию помощи предпринимателям.

«Услуги есть, правительства нет»
«Эксперт Сибирь» №8 (407) , 17 фев 2014, 00:05