Одного лишь изучения и даже научная работа в перечисленных сферах ещё не являются залогом успешного урегулирования конфликта — для этого нужна практика и еще раз практика. Электронные курсы в онлайн- формате на современной образовательной платформы МУДЛ [7] позволяют практиковаться без отрыва от основной работы на основе кейсов и моделирования конфликтных ситуаций. В процессе обучения также возможно приглашение экспертов — непосредственных участников конфликтов, имеющих опыт их успешного урегулирования.
Рассмотрим основные моменты в онлайн-обучении на курсе Посредничество в межэтнических и религиозных конфликтах.
Кого обучать?
- Отбор соискателей происходит с использование анкетирования, интервью по телефону или Skype и тестирования. Анкета в электронной форме оценивается по скоринговой модели (т. е. балльно-экспертным методом, практикуемом например, банками при решении вопроса о возможности выдачи кредита заемщику). На стадии отбора отбраковываются кандидаты, не имеющие высшего образования, не имеющие жизненного опыта урегулирования конфликтов, очень слабо владеющие технологиями использования Интернет и веб-камеры либо по иным причинам, которые могут препятствовать обучению.
На этапе интервью по телефону или Skype оцениваются коммуникативные навыки соискателя. Далее проводится тест на основе случайной выборки 15-20 вопросов из имеющегося Банка вопросов из обучающего сайта, насчитывавшего в общей сложности примерно 350-400 вопросов. Если соискатель набирал достаточное количество баллов в ходе анкетирования, телефонного интервью, тестирования, то происходило заключение договора путем обмена электронным письмами и зачисление. Описанная модель была многократно опробована и доказала свою эффективность.
Групповая работа и режим доступа.
Обучающиеся разбиваются на потоки и группы с учетом уровня подготовки и сферы интересов, определяемых на этапе анкетирования - тестирования по телефону, веб-камере. Учебный контент может быть опубликован в открытом формате без права модификации гостями сайта, частично открытом для профессиональной работы слушателей, зачисленных на курс, соблюдающих этику и правила, и закрытом формате во избегании нагнетания напряженности, как это нередко происходит в социальных сетях. Автор ссылается на личный опыт трансформирования учебных ситуаций в реальные конфликтные после публикации клипов с занятий в открытом доступе, что нередко привлекает самих протагонистов (главных героев) конфликтных ситуаций, которые продолжают конфликтные действия путем оскорбительных и угрожающих высказываний в Сети по отношению к обсуждаемому предмету, участникам групп и преподавателям. Чтобы избежать нагнетания напряженности и экстремистских действий необходимо аккуратно следить за режимом доступа к любой учебной информации в целях недопущения оскорбления чувств верующих либо представителей конфессий среди слушателей и других лиц.
Слушатели имеют разную подготовку и профессиональную специализацию. Поэтому учебные кейсы должны излагаться доступным языком для каждого и стимулировать последующее самообразование, обретение кросс — компетенций, а не узкой специализации, которая лишь затрудняет работу над конфликтной ситуацией.