Функциональное обучение отличается от традиционного тем, что объемы разработки курсов зависят не от количества обучаемых, а от количества функций в организации. При чем, решение о выборе разработке того или иного направления зависит не только от массовости обучаемых, но и критичности самой функции для бизнеса – иногда важнее разработать курс для пятерых сотрудников, но уникальных в своей экспертизе, что является риском для компании в случае их ухода из организации, чем для 1000 однотипных сотрудников, которых несложно набрать и обучить стандартными курсами.
Если смотреть на функциональное обучение, как на количество функций внутри организации, то становится понятной сложность выбора приоритетов разработки электронных курсов, их очередность, а в дальнейшем и обновление – только актуальные курсы несут ценность в обучении и поддержании необходимого уровня квалификации сотрудников.
Чтобы грамотно расставить приоритеты удобно использовать компетентностный подход в обучении – в зависимости от требований к рабочим местам, такое обучение и выбирать. Модели профессиональных компетенций позволяют грамотно подойти к выявлению потребностей в обучении. Обучение происходит по принципу «нужным специалистам нужные знания в нужное время».
Механизмы обучения по моделям профессиональных компетенций работают следующим образом:
- Для каждой функции организации разрабатывается своя модель профессиональных компетенциq или функциональных требований в виде навыков, умений и знаний.
- Для обеспечения каждого типа знаний выбирается и подготавливается свой способ обучения и развития. E-learning используется как самостоятельный и быстрый способ обучения, так и вспомогательный в составе учебной программы.
- Для того, чтобы обучение проводилось целенаправленно, проводится оценка сотрудников соответствующих функций на определение зон развития.
- По определившимся зонам развития назначаются необходимые наборы обучения и развития в виде индивидуальных планов развития.
Таким образом, для того, чтобы развивались все сотрудники организации по всем функциям, необходимо наличие модели профессиональных компетенций организации и наличие соответствующих баз обучения и развития, в том числе e-learning. Как показывает практика, e-learning курсы обеспечивают наличие базы формализованных знаний, которая может быть базовой системой обучения. Использование e-learning в сочетании с другими инструментами обучения и развития позволяет обеспечить стабильную и постоянную профессиональную подготовку большинства сотрудников организации вне зависимости внутренних и внешних факторов бизнеса.
С уважением,
Денисова Елена