Индивидуализация судебного процесса

Индивидуализация судебного процесса в ювенальной юстиции (в центре судебного процесса оказывается не преступление, а личность несовершеннолетнего. Судья по делам несовершеннолетних действует совместно со своей «командой»: судебными социальными работниками, службой пробации/воспитательного надзора, психологическими службами и др.).
Индивидуализированное обращение (исправление) как парадигма социального контроля преступного поведения пришла на смену классической парадигме с середины XIX в. С развитием биологии, медицины, психиатрии, психологии и социологии акцент с преступного деяния постепенно смещается на самого правонарушителя. Изучение, диагностика и исправление отклоняющегося от нормы поведения индивида становится главной задачей социального контроля преступности на уровне теории и практики. Утверждалось, что индивид совершает преступные деяния в силу ряда причин, имеющих различную природу (медицинский диагноз, психическое расстройство, социальная неустроенность и т.д.). Необходимо изучать причины преступного поведения, обеспечивать правильный уход и индивидуализированное обращение с правонарушителем - что позволит его не только и не столько «наказывать», сколько «лечить», «исправлять», «перевоспитывать» для того, чтобы вернуть обратно в общество. С расширением категориального аппарата, определяющего причины преступного поведения индивидов, расширяется круг специалистов и профессионалов, занятых в производстве необходимого «знания», и сеть социальных институтов, включенных в процесс «индивидуализированного обращения» с правонарушителем. В конце XIX – начале XX вв. в США, а затем в странах Западной Европы создаются специальные суды для несовершеннолетних (‘juvenile courts’) и формируется система правосудия в отношении несовершеннолетних ('juvenile justice'). Противоправное поведение несовершеннолетних начинает рассматриваться как нарушение процессов нормативно-приемлемой социализации. Вмешательство компетентных органов методами, адекватными личностным проблемам и нуждам несовершеннолетнего правонарушителя, имело своей задачей исправление этого социального отклонения. Меры СКП несовершеннолетних в рамках подхода индивидуализированного обращения (исправления) прямо противопоставлялись традиционным (классическим) мерам наказания и позиционировались как менее клеймящие, дорогостоящие, патерналистские и пристрастные. Подход критиковался за то, что главной его задачей становится не «общий сдерживающий эффект» социального контроля, а «частное предупредительное» значение для отдельных правонарушителей. Парадигма «индивидуализированного обращения» полностью фокусируется на нуждах правонарушителя и не удовлетворяет ожиданиям и потребностям общества в повышении безопасности.

 

» Словарь ювенальной юстиции